Правовая культура населения – важнейшая мера в борьбе с коррупцией
В Администрации области состоялось заседание Координационного совета по реализации целевой программы повышения правовой культуры населения в Центральном федеральном округе, которое провел заместитель Губернатора Алексей Мурыгин.
В ходе заседания начальник отдела по защите прав и интересов ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области Наталья Михайлова и другие выступающие отмечали, что изменения, произошедшие за последние годы в жизни общества, привели к масштабным изменениям в законодательстве – принятию ряда нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы деятельности государства. Наряду с этим активизируются попытки вовлечь в противоправную деятельность молодежь. В то же время правовая культура значительной части населения, в том числе и смолян, остается невысокой. Решение этой проблемы невозможно без широкого взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений. А значит, нужна эффективная система правового просвещения граждан. Необходимо, чтобы социально незащищенные группы из числа пенсионеров, инвалидов, жителей сельской местности имели доступ к официальным документам и популярной юридической литературе. В Смоленской области накоплен определенный позитивный опыт правового воспитания населения. Этот процесс осуществляется органами государственной власти, профильными учебными заведениями, СМИ, в том числе и в рамках областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения в Смоленской области» на 2009-2011 годы. Координационный совет принял решение проработать вопрос о возможности продления действия указанной программы на 2012-2014 годы.
О роли прессы в повышении правовой культуры населения членам Координационного совета рассказал заместитель начальника Главного управления информационной политики и общественных связей Вячеслав Меланьин. Информирование граждан по правовым вопросам через СМИ – одна из важнейших мер противодействия коррупции, которую называют угрозой национальной безопасности. Люди, знающие свое законное право на предоставление услуги бесплатно и как это право защитить, не понесут «конверт» ответственному за оказание данной услуги.
Также на заседании шла речь о развитии и работе центров правовой и социально значимой информации на базе областных государственных и муниципальных библиотек. Как отметила первый заместитель начальника Департамента области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде Ирина Макаренкова, время показало, что публичные центры правовой информации востребованы населением области, пользуются большой популярностью среди студентов и служащих, рабочих и пенсионеров. Именно здесь, пользуясь возможностями современных компьютерных и коммуникационных технологий, люди находят необходимый правовой документ, получают консультации в решении проблем, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. С 1998 года в Смоленской области успешно работает сеть центров правовой и социально-значимой информации на базе 145 государственных и муниципальных библиотек, в том числе 57 сельских. В 2010 году Президент России Дмитрий Медведев поручил субъектам РФ до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение региональных и муниципальных публичных библиотек необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным подключением к сети Интернет, в том числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу. В соответствии с областной целевой программой «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Смоленской области» на 2011-2012 годы, в третьем квартале этого года к сети Интернет уже подключены 87 библиотек. В 2012 году планируется подключить еще около 60 библиотек. Все эти учреждения культуры могут успешно использовать возможности Интернета для предоставления гражданам правовой информации. Решение данного вопроса тесно связано с исполнением Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с этим законом с 1 июля 2012 года необходимо обеспечить возможность получения гражданами государственных и муниципальных услуг через Интернет.
В заключение заседания Координационный совет утвердил план своей работы на 2012 год.