Переход к оказанию государственных услуг в электронном виде в Смоленской области: проблемы и перспе

Лопашинов Петр Михайлович, заместитель

Губернатора Смоленской области, начальник

Департамента Смоленской области по информационным

технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде

Российское сообщество специалистов в сфере ИКТ в 2009 году получило основательную поддержку и заручилось особым вниманием со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Один за другим принимаются законы, утверждаются федеральные правовые акты, направленные на внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий.

На состоявшемся в декабре 2009 года заседании Государственного совета Президент Российской Федерации поставил перед регионами основополагающие задачи по развитию информационного общества. Необходимо определять приоритеты по переходу региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разрабатывать и реализовывать планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства.

Что сделано в этом направлении в Смоленской области?

Для информирования граждан  созданы и размещены в сети Интернет сайты всех органов исполнительной власти, администраций всех муниципальных районов и городских округов Смоленской области, 90 сельских и городских поселений. 

Подготовлены:

  • областной закон от 29.09.2009 № 82-з «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Смоленской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
  • указ Губернатора Смоленской области от 28.10.2009 № 17 «Об утверждении перечня информации о деятельности  Губернатора Смоленской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
  • постановление Администрации Смоленской области от 11.12.2009 № 755 «Об информации о деятельности  Администрации Смоленской области и о деятельности органов исполнительной власти Смоленской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

В феврале 2010 года экспертный совет определил рейтинг сайтов по уровню их соответствия требованиям Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Создан удостоверяющий центр органов исполнительной власти Смоленской области.

В 2009 году Администрация Смоленской области одна из первых в России перешла на электронный документооборот с электронной цифровой подписью, запретив хождение документов в бумажном виде.

Создан Интернет-портал государственных закупок, позволяющий проводить электронные торги. Проведено 196  электронных аукционов, при этом сэкономлено 26,8 млн. руб. из областного бюджета.

Размещен в сети Интернет портал государственных услуг, включающий  информацию о 34 государственных услугах и 15 органах государственной власти.

В г. Рославле создан многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В центр  обратилось 11408 человек, 768 были оказаны информационные услуги, у 10640 человек приняты документы для оказания услуг.

Началось формирование сети информационных киосков.

Одно из поручений по итогам заседания Государственного совета 23 декабря 2010 года - представить предложения по совершенствованию системы управления информатизацией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Губернатор Смоленской области  уже отреагировал на это поручение, назначив 8 февраля 2010 года заместителя Губернатора по информатизации. В тот же день создан Департамент Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде.

Одна из основных задач Департамента - обеспечение предоставления на территории Смоленской области государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Проблемы и перспективы:

  1. Необходимо разработать планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации на 3-летний период. В 2010 году заканчивается реализация областной целевой программы «Электронная Смоленщина». Нужно разрабатывать областную целевую программу в сфере информатизации, согласующуюся с разрабатываемой федеральной целевой программой  «Информационное общество» 2011-2018.
  2. Анализ и план реализации в Смоленской области Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.
  3. Организация межведомственного документооборота.

Первый шаг – присоединение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к единой региональной системе безбумажного делопроизводства. Уже сейчас к этой системе готово подключиться Управление Федеральной регистрационной службы по Смоленской области. На конференции  состоится круглый стол, посвященный этой проблеме.

Далее необходим подробный анализ взаимодействия с федеральными структурами, областными государственными и муниципальными учреждениями по каждой услуге из перечня, согласование форматов передачи данных.

  1. Проведение реинжиниринга административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.
  2. Организация доступа к услугам:
  3. развитие портала и реестра госуслуг, создание Интернет-порталов и реестров муниципальных услуг в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;
  4. реализация долгосрочной областной целевой программы «Повышение качества услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2009 – 2011 годы. В том числе в 2010 году - капитальный ремонт зданий под МФЦ  в г.Гагарине, г.Сафоново. Развитие информационного обеспечения МФЦ;
  5. создание CALL-центров;
  6. развитие центров доступа населения на базе библиотек и почтовых отделений связи.
  7. Особенно важная проблема -  инфраструктурная.Необходимо развивать цифровые каналы связи  до каждого сельского поселения. Эта задача может быть решена  с помощью поддержки федеральных органов власти. Возможны варианты использования механизма государственного частного партнерства.
  8. Одна из важнейших задач - повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере ИКТ, а также обучение населения Смоленской области в сфере информатизации